Вторая часть полного разбора фильма про Рюрика

О фильме Задорнова "Рюрик - потерянная быль"
часть II

В первой части я постарался тщательно разобраться с главной идеологической ошибкой, а так же с проблемой "намеренного искажения" истории "по приказу сверху". В этой статье я отдельно расскажу о том, как представлена в фильме такая наука как археология. Ибо оттоптались на ней в этой ленте по полной программе.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ! Когда я рассматриваю "норманизм" Михаила Задорнова, я имею в виду именно ту систему взглядов, которую приписывает этой теории сам Михаил Задорнов. Об этом рассказано в первой части, где я указывал на главную ошибку фильма. Без понимания этого момента, у читателя может сложится впечатление, что Задорнов и Ко действительно опровергают реальную норманнскую теорию.

Введение

Давайте продолжим знакомиться с фильмом, где еще в начале звучат следующие слова:

Представьте себе, сколько поколений россиян воспитывались на этом историческом мираже. Хотя уже живем мы в двадцать первом веке и давно открытия современных ученых никак не согласуются с норманнской теорией

Вот так вот. Согласно Михаилу Николаевичу, ученые (вот негодяи!) все знают, но молчат в тряпочку. Вернее молчат почти все, ибо некоторые всё-таки не молчат, раз уж фильм увидел свет. Но, не взирая на очевидные научные"факты", о которых в фильме пока еще не сказано ни слова, современная историческая наука настойчиво продолжает гнуть линию норманнизма, в связи с чем автор сокрушается:

...и все-таки мы продолжаем верить и учить наших детей, что Рюрик пришел из скандинавии на глупую дикую Русь

"Глупую и дикую" Русь, кстати, постоянно упоминают именно те, кто с норманнской версией как раз не согласен. Мне не встречалось подобное утверждение у видных историков-норманистов. То есть, противники норманнской теории сами выдумали эти слова, сами приписали их своим оппонентам и сами же с этими словами вступают в спор. Что отлично согласуется с тем, что видит в "норманизме" непосредственно сам Задорнов.

Большой интерес вызывает утверждение об открытиях, противоречащих норманнской теории. О каких именно открытиях идет речь на первых порах фильма неясно, но точно речь идет не об археологии. В то время как об этой науке стоит сказать отдельно. Поскольку именно археология дает фактический материал исследованиям, когда письменные источники в массе своей на сегодняшний день уже почти все исчерпаны.

По всем законам логики, веское слово должна сказать именно археологическая наука, но у Задорнова с ней отношения в фильме очень специфические.

Археология в фильме

Значительное присутствие скандинавского элемента в археологических находках на территории древней Руси, Михаил Николаевич отметает как несущественное, приводя убийственный аргумент:

Так кем же был Рюрик? Археологи, которые проводят раскопки вокруг Старой Ладоги и Новгорода утверждают, что он был шведом, поскольку при раскопках найдено много скандинавского оружия IX века. Но... если лет через пятьсот будут проводить археологические раскопки в Африке, то следуя подобной логике, ученые решат, что в Африке жили сплошь русские -повсюду автоматы Калашникова.

Настолько чудовищно-примитивная подача зрителю сущности археологической науки, уже начинает вызывать чувство гнева. Какое отношение сформируется у зрителя к науке, когда он услышит эти, как бы вскользь, брошенные ироничные слова? Мякотка в том, что наболее в фильме пострадала как раз наша - отечественная - археология.

Сравнивать современный мир с его глобальной международной торговлей и раннее средневековье, когда торговля была развита несоизмеримо меньше - это непрофессионально даже для такого непрофессионала как Задорнов.

Любой археолог понимает в контексте какой именно эпохи на конкретной территории оказываются те или иные предметы. И скандинавские вещи как раз говорят о миграции - эти вещи принесли на Русь пришедшие норманны. Кроме того, часть предметов скандинавского происхождения славяне попросту не умели производить. Как и купить не могли, ибо дорого это слишком. Не могли славяне так же и привезти эти предметы самостоятельно, так как в Скандинавию не ездили.

Но зрителю мысль об этом в голову не придет, поскольку Задорнов уже сформировал примитивное восприятие археологии как науки. А соответственное отношение формируется и в адрес самих археологов.

Для убедительности в фильме показан доктор исторических наук Андрей Сахаров, который "добивает" археологическую науку своими доводами, о том, что, если через тысячу лет раскопают Москву, то ученые подумают, что здесь жили итальянцы, французы или японцы. К таким выводам они, по мнению Сахарова, придут изучая остатки нашей материальной культуры. Весьма научно, не находите? Вот и я не нахожу...
Любопытно, что окунув археологию в ушат с дерьмом, чуть позже, примерно на середине фильма, устами того же самого Михаила Николаевича будет сказано:

Тот кто хочет узнать правду должен рассматривать все доказательства: летописи, топонимику, посуду, оружие, результаты археологических раскопок...

СТОП! Результаты археологических раскопок? Оружие? А как же Калаши в Африке и японские автомобили в Москве. А как же сказанное Задорновым "не смешите меня, у меня губа треснула" по поводу предметов скандинавского происхождения? Или получается, что рассматривать результаты всё-таки надо, но вот именно скандинавские находки - не надо. Вернее даже не так. Рассматривать надо, но только то, что нашли (внимание!) иностранные археологи, а не наши.

Задорнов, слабо понимая норманизм, принимается яростно сражаться с норманнским происхождением Рюрика, поскольку видит в этом главную опору той самой идеи о природном национальном неравенстве. В то время как происхождение Рюрика и варягов никаким образом не подтверждает и не опровергает мысль о чьем-либо природном превосходстве.
Упоминая некую "глубинную" культуру предков-славян Михаил Николаевич негодует:

Однако официально об этой глубинной культуре наших предков не принято упоминать. Хотя доказательств тому множество. Но найдут при раскопках, скажем, стеклодувную мастерскую или высокотехнологичную по тем временам кузницу и что сделают? Закопают!

Это настолько невероятная чушь, что я даже не нахожу слов! И как вам это очередное "не принято упоминать"? В предыдущей публикации про это "не принято" я высказался весьма ясно. Добавить мне к этому уже нечего. Хуже того, следом, поливая известной субстанцией русских археологов, Задорнов ВНЕЗАПНО заявляет:

Да нет же, есть на свете люди, которые берегут славянское прошлое так, словно это их родная история. И это... немцы...

...На этой карте указано - где ведутся археологические раскопки. И тут я хочу выразить сердечнейшую благодарность нашим немецким друзьям археологам. Более пятисот древнейших славянских поселений раскопали они на территории северо-восточной Германии. И не только раскопали, но еще и не закопали, как это часто делают наши

Что это?! Только что лизнули немецких ученых? Наши подло закопают, немцы гордо сохранят!
Вот эта лодка, кстати, была благополучно зарыта обратно немецкими археологами. Потом откопана, потом снова зарыта, но об этой истории чуть ниже
Еще более нелепо этот пассаж выглядит, когда в кадре появляется художник Илья Глазунов и рассказывает байку о том, что немецкие (!) археологи нашли лодку времен Рюрика... И закопали обратно в немецкую землю. Рассказывает художник об этом так:

...Я приехал и увидел этих голубоглазых чудесных немецких студентов-археологов. Они мне говорят - ой как жалко, что вы на два дня раньше не приехали! Я говорю - почему? Они мне говорят - а мы нашли лодку времен Рюрика. Я говорю - а где же она? А мы её закопали назад!

Простите, так кто же в итоге закапывает обратно находки - русские археологи или немецкие голубоглазые студенты? Задорнов говорит, что наши, а Глазунов рассказывает про немецких археологов с острова Рюген. И все это, как мы понимаем, в рамках одного и того же фильма. Это называется взаимоисключающие параграфы, но кого это волнует - фильм не должен быть логичен, фильм должен быть сенсационен!
Археологи закапывают Старую Ладогу
Между тем, история эта про закопанную лодку, действительно имеет место (и даже не одна история), да вот только возмущение это может вызвать только у человека очень далекого от археологии.

Подробности таковы: на острове Рюген в 1960-х годах нашли лодку. Эту лодку нашли, как говорится неожиданно, а соответственно и финансирования на подъем и транспортировку этой лодки не предполагалось. Тем не менее, находка ценная, редкая и оставлять её так просто на открытом воздухе означало безвозвратную утрату её для науки. Поэтому её зарыли обратно, чтобы она дождалась своего часа, когда деньги на её вывоз и консервацию таки найдутся. В 1980-х эту лодку снова откопали. Для того, чтобы продемонстрировать, дескать, видите что у нас есть? А денег на неё никто не дает! Показали и снова закопали, потому что денег опять не дали. А сохранить её археологи очень уж хотели И уже в 1993 году изъятие и реконструкция этой лодки были профинансированы. После этого даже создали копию этой лодки. Вот она - на фото:
На таких суденышках, по мнению художника Глазунова, ходили великие жители центра славянского просветительства, то есть славяне острова Рюген. Не драккар, конечно же, но и так сойдет. Чувствуете величие?
Была и другая история: археологи нашли полноценный драккар. И его тоже зарыли назад, просто потому, что так же не ожидали. На минуточку, драккар - это несколько тонн дерева, которые нужно правильно поднять из земли и на чем-то увезти для исследований. Поднять было нечем и вывезти было не на чем. Поэтому его обратно законсервировали в земле, то есть оставили в тех условиях, в которых он пролежал все эти века. Только для того, чтобы обеспечить сохранность находки до тех пор, пока не появится техническая возможность поднять и увезти.

И заметьте, я рассказываю про зарубежных археологов, в то время как Задорнов плохо говорил про русских... Как-то это подло, на мой взгляд... Хоть бы примеры привели что ли.

А подобная практика консервирования археологических находок весьма распространена среди ученых. Ведь далеко не всегда в момент обнаружения археологои располагают соответствующими техническими мощностями и финансовыми ресурсами. Так что вот это "закопали" - это мимо!
Вот такая громадина этот драккар. Голубоглазые студенты вытащить такую хреновину из земли однозначно не смогли бы, тут явно потребуется техника.
Все это не кажется странным, если стоит задача доказать наличие заговора. В этом случае допустимо и даже необходимо сделать следующее:

  1. Ничего не говорить об отечественной науке, с её открытиями, достижениями и выводами. С её фактической базой и аргументацией.
  2. Активно воспевать и открытия и достижения тех, кто находится ВНЕ влияния догм, а соответственно не может быть участником заговора
Таким образом, фильм скатывается в натуральную "бесовщину", не оставляя современной, а особенно отечественной науке никаких шансов на реабилитацию. И нет в этом фильме ни слова том - что именно закопали русские археологи. Бездоказательность этих обвинений ускользает от внимания зрителя, поскольку в разрезе существующей задачи - подчеркнуть, например, наличие заговора - на фактическом подтверждении собственных слов акцент лучше не делать. Ибо это будет провал.
Скандинавские предметы, найденные в Суздале
А между тем, немецкие археологи не видят вообще никакой проблемы в том, что когда-то на северо-востоке Германии жили западные славяне, считая их частью собственной истории. Как не видят никакой проблемы и российские археологи в том, что на территории древней Руси жили скандинавы, тоже считая их частью нашей, уже русской, истории.

Но в русских историков нужно было плюнуть, а наших археологов обмазать грязью. Не намекнув при этом ни словом на то, что:

  • В целом, более 1200 предметов вооружения, украшений, амулетов, предметов быта, инструментов и орудий труда, явно определяемые как скандинавские, датируемые VIII-XI веками найдено примерно семидесяти местах, разбросанных на огромном пространстве от Ладожского озера до нижнего Днепра
  • В Тимеревском могильнике под Ярославлем, из всех определимых комплексов относящихся к X веку, 75% принадлежит местному финскому населению, 12% — славянам и 13% — скандинавам.
  • Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы
  • Находки в Плакунской камере свидетельствуют, что на рубеже IX–X вв. в Ладоге присутствовала группа скандинавов.
  • Раскопки в Пскове обнаружили скандинавское погребение с богатейшим инвентарем, относящееся к X веку
Таким образом, археология располагает представительным арсеналом различных предметов, имеющих скандинавские корни, кроме того прослеживается очевидная преемственность изделий, произведенных уже на территории древней Руси, от скандинавских. К примеру, вот неплохое исследование про скандинавский компонент в древнерусской культуре.
Одна из множества находок в Гнёздово
Эти, "не согласующиеся с норманнской теорией", открытия, находки и исследования конечно же в фильме не упомянуты. Вместо этого мы видим классическое втаптывание в навоз отечественной науки.

На этом вторую часть разбора фильма "Рюрик: потерянная быль" можно и завершить. А впереди нас ждет еще немало интересного. Оставайтесь с нами!
Смотрите так же:

Главная ошибка и зловредные немцы

Унижение археологии

Источники и персоны

Точка зрения Задорнова

Рослаген и открытие Лидии Грот

Рюрик-сокол-рарог

Мекленбургские генеалогии

Гостомысл, который Рюрика позвал

Потерянные корабли скандинавов

Разгромный аргумент Клёсова

Итоги разбора

Made on
Tilda