В фильме Задорнов рассказывает о
близком родстве между западными и восточными славянами. Отрицать сам факт этого родства конечно глупо, однако говорит ли оно о той
тесной связи между западными и восточными славянами, которая представлена в фильме?
И сам Задорнов, и другие участники фильма, заявляют, что восточные славяне
не могли позвать на княжение чужаков-норманнов, в то время как призвание представителя
родственного народа (западных славян) - это как раз соответствует истине.
Писатель и путешественник Виталий Сундаков произносит:
А пригласить чужака - ну это было бы абсолютной глупостью. Человека вне традиции, вне мировоззрения, космогонии, быта, нравов...Если ставить вопрос о невозможности призвания чужаков, то для дальнейших рассуждений, как говорится, остается "два путя":
- Позвать чужаков не могли. Но в этом случае, как мы увидим ниже, окажется недопустимым и призвание западных славян.
- Позвать чужаков всё же могли, но в этом случае весь лес сломанных копий теряет смысл.
Понятно, что Задорнов и Ко выбирают первый путь. И чтобы пройти по нему, нужно доказать, что западные славяне были своими, в то время как норманны - нет. По замыслу авторов это должно в итоге обосновать славянское происхождение и Рюрика, и варягов.
Но откуда у Задорнова эта уверенность, что традиции, мировоззрения и нравы западных и восточных славян были настолько едины?
Про язычество, традиции и мировззрения
восточных славян Задорнов почти ничего не говорит, зато львиную долю хронометража фильма выделено рассказу про
западных славян. Показаны места на севере Германии, остров Рюген и другие достопримечательности. Рассказывается о том - какие же
западные славяне были замечательные, со всех сторон молодцы! Во всем великолепии демонстрируются новодельные идолы
западных славян, подробно рассказано об археологии на территории
западных славян, красочно описаны языческие святилища
западных славян.
Остаётся только придумать - как связать покрепче этих прекрасных западных славян восточными. В этом на помощь Задорнову приходят мекленбургские генеалогии и свидетельства Татищева.- История появления мекленбургских генеалогий, и то - как в эти хроники попал Рюрик, как он вдруг стал сыном западнославянского князя Готслава, я уже рассказывал в статье, на которую ведет ссылка. Повторяться не стану.
Фильм настойчиво доносит до зрителя мысль, что это родство всегда славянами
признавалось... После рассказа о мекленбургских генеалогиях, Задорнов предпринимает еще одну попытку доказать эту
тесную связь.
В этот раз Михаил Николаевич обращается к еще одному источнику - к Иоакимовской летописи.Из данных этой летописи Задорнов берёт историю про Гостомысла (старейшину восточных славян) и его дочь Умилу, которую выдали замуж за ободритского князя Готслава.
- В научный оборот свидетельства из этой летописи ввел Татищев. И в работе своей он сам же указывает на то, что тексты, с которыми ему удалось ознакомиться - новодельные. То есть Татищеву дали почитать даже не саму рукописную книгу, а свежие выписки из неё.
Та часть текста из Иоакимовской летописи, где рассказано про старейшину славян - это собранная в единое повествование, уже сложившаяся к XVIII веку, легенда, которая появилась лет на шестьсот позже "призвания".
В статье, посвященной фигуре Гостомысла, я постарался отдельно рассмотреть - когда и в каком качестве этот персонаж вообще появляется в летописях.