Четвертая часть полного разбора фильма про Рюрика

О фильме Задорнова "Рюрик - потерянная быль"
часть IV

Итак, друзья, мы подбираемся к более конкретным доводам, представленным в фильме "Рюрик: потерянная быль". В этой статье я постараюсь привести точку зрения Михаила Задорнова так, как сам её понял из картины. Разбирать фильм необходимо тщательно и вдумчиво, поэтому я попробовал сгруппировать по пунктам все утверждения фильма, чтобы впоследствии рассматривать доказательную базу к каждому из них.

Задорнов и Ко утверждают, что так называемая "норманнская теория" в корне неверна и опирается на фальсификат, созданный немецкими учеными в XVIII веке. Но, по мнению автора, существуют веские основания полагать что:

  • Варяги-русы - это не скандинавы, а представители конгломерата с островов Балтийского моря, в числе которых был и Рюрик - сын ободритского князя - славянина.
  • Дружину таких варягов-русов, во главе с Рюриком, пригласили восточные славяне, что и описано в Повести Временных Лет.
  • Это приглашение варягов-русов имеет под собой логическое объяснение и послужило началом зарождения древнерусского государства.
  • Приглашение скандинавов же логического объяснения не имеет и не могло послужить началом зарождения древнерусского государства
Собственно это и есть основная идея, для подтверждения которой в фильме приводятся и соответствующие выкладки. Весь фильм, по сути - это длинный рассказ, который и доказывает каждый из приведенных выше пунктов.

Этническая принадлежность варягов и Рюрика, по убеждению создателя фильма, это принципиальный вопрос, от которого проистекают корни русской государственности. И сам факт того, что варяги - это скандинавы, Михаил Николаевич считает недостоверным, озвучивая иную версию истории. Однако исключительная важность этого вопроса существует только в представлении автора, так как историки наоборот не видят в этнической принадлежности Рюрика и варягов никакой проблемы, ибо это вообще не столь существенно

Так или иначе, но с целью опровержения "норманнской" теории, Задорнов и Ко повествуют своему зрителю следующее:

1. В Повести Временных Лет, в той части, где рассказывается о призвании варягов, присутствуют следующие различия: свеи (шведы), урмане (норманны), англяне (англы) и варяги. Таким образом летописец отделяет варягов от тех же шведов. Иными словами, варяги не могли быть свеями (шведами), а значит этой был какой-то другой народ

2. Предположения норманистов, что Рюрик и варяги пришли из Рослагена не может соответствовать действительности, поскольку Рослаген в те века не существовал и на этом месте находлась водная гладь. А соответственно и слово русь не может происходить от наименования Рослаген, как считают норманисты.
Рослаген
3. Имя Рюрик не скандинавского, а южно-балтийского происхождения и происходит от слова "рарог", которое на языке южно-балтийских славян означало "сокол". Сокол - это птица-воин, в отличие от ворона, которому "поклонялись" скандинавы. Птица-воин смелая, отважная, атакует спереди - это истинный символ славян, в то время как падальщик ворон - это символ грабителей скандинавов (викингов). Поэтому и у рюриковичей на гербе был изображен сокол, то есть символ рарога, символ славян

4. Термин "варяги" происходит от слова "варить", то есть варяги - это славяне-солевары. А соль была важнейшим и дорогим ингридиентом. Из тех, кто варил соль выделились и торговцы этой солью и они нуждались в защите, поэтому из варягов-солеваров стали создаваться дружины. На юге светловолосых бойцов севера называли "русы", то есть русые. Отсюда и словосочетание варяги-русы.

5. Древнеримский историк Тацит писал о существовании на севере богатейшей страны Варангии, откуда в Рим привозили соль. Славяне позже стали называть эту страну Вагрией, а её жителей ваграми, то есть варягами. Одна из провинций Германии, где ранее располагалась эта страна, до сих пор носит наименование Warin.

6. В летописях указано, что варяги основывали города со славянскими названиями и говорили на славянском языке. Кроме того, Рюрика летописи именуют варягом-русом. Но откуда же он пришел? Описывая различные народы ПВЛ не описывает княжества южно-балтийского славянства - лютичей, бодричей, руян. Их Нестор не упоминает, так как обозначил этот регион одним словом - варяги (по Сахарову)

7. На "пути из варяг в греки" не найдено скандинавских драккаров, корбалей, которыми те пользовались в своих походах. Однако найдено огромное количество речных лодок-моноксилов, которые известны как раз как славянское средство передвижения. Что подтверждает как раз славянское происхождение варягов. А скандинавы, получается, по этому пути никогда не ходили. А значит, варяги - не скандинавы.
8. Регион Померания, то есть расположенная "по морю" - это и есть место проживания южно-балтийских славян. Небольшой городок Рерик, существующий там поныне, когда-то был столицей ободритов - полабских славян. Сами ободриты, по данным хронистов, называли себя рериками, то есть соколами.

9. Столица полабских славян, город Рерик, была неприступной крепостью, а датские племена долгое время не могли её захватить. Рерик пал после предательства лютичей, заключивших с захватчиками тайный союз. Князь Готслав, который правил в те годы в Рерике, оправился на переговры с данами без охраны, так как был уверен, что конница лютичей, что стояла за спиной у данов, на его стороне. Готслав был схвачен данами и казнен прямо на глазах защитников Рерика. Эта история известна нам из немецких хроник.
Маяк в Рерике
10. Согласно Иоакимовской летописи, у княза Готслава, от славянки Умилы (дочери князя Гостомысла из Ладоги) осталось три сына. Этих сыновей звали Трувор, Синеус и Рюрик. Об этом же писал и француз Ксавье Мармье, который пересказал северо-германскую легенду о трёх сыновьях местного славянского князя - Рурике, Труворе и Сиваре, отправившихся на восток и там сникавших славу и содавших сильное государство - Русь.

11. Мекленбургские генеалогии, где Рюрик, Сивар и Трувор так же обозначены как дети славянского князя, подтверждают версию славянского происхождения Рюрика. После казни Готслава данами, его брат - дядя трёх сыновей - по имени Траскон увез племянников к варягам-русам на острова Балтийского моря.

12. Русами называли купцов или воинов севера за их внешний вид - светлые волосы. Большинство из них были выходцами из многочисленных славянских народов. Эти острова были своего рода "вольницей", куда сбегали молодые парни, не жалющие жить скучной крестьянской жизню, ищущие романтики и приключений. Они вливались в дружины опытных воинов, нанимались в качестве охраны купцов (солеваров), а так же пиратствовали. Поэтому были прекрасными мореплавателями. Таким образом русы - это не национальность, а авторитетная славянская группировка. А варяги-русы - это сочетание купцов (варягов-солеваров) и русов - вольнонаёмных профессиональных воинов.
Скандинавы-викинги и варяги-русы конкурировали в Балтийском море. А поскольку море в те века называлось Варяжским, то это означает, что именно варяги-русы это Балтийское море и контролировали.

13. Столицей всех варяжских островов, был остров Руян, именуемый ныне - Рюген. На этом острове жил народ, который так и называл себя - русы. Это остров, на котором мечтал побывать любой славянин. Тот же Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает остров Буян и вероятно это не совпадение, а предания старины глубокой, оставшейся в памяти славянских народов.

Этот остров Руян-Буян был центром славянского религиозного просветительства. Здесь находился священный город Аркона. Здесь же располагались главные языческие святилища. дети княза Готслава были доставлены либо на один из расположенных рядом островов, либо на сам Рюген.

Княжеские сыновья воспитывались в безопасности на этих островах. Обучались военному делу, выживанию в дикой природе и все такое. То есть, учились главному мастерству - защищать свой род, быть соколами. Впоследствии летописцы стали причислять Рюрика с братьями к этим самым варягам-русам.

14. Норманисты, остаивая позиции скандинавского происхождения варягов, не могут внятно ответить на вопрос - если варяги это скандинавы, то зачем они пошли в будущую Русь? В то время как западные берега Европы ломились от богатств, то чего же понадобилось этим норманнам в той глуши, в тех болотах? (Сахаров) Для того, чтобы повзрослевший Рюрик с братьями и дружиной отправился на Ладогу должен быть весомый повод. Грабительский поход в земли восточных славян не выдерживает критики, поскольку не отличались эти земли богатствами и роскошью.

15. Рюрик пришел в эти земли, потому что его призвали. Но кто же призвал его? Чтобы понять это нужно взглянуть на то, как жили восточные славяне той эпохи. Это были в первую очередь земледельцы и воевать не любили. У них поначалу не было даже бога войны. В этих восточных землях славяне оказались задолго до описываемых событий и пришли они сюда с запада за спокойной жизнью, подальше от свирепых германцев, которые столетиями теснили славян на их исконных территорриях. Те, кто остался - это упомянутые ранее западные славяне (в том числе и ободриты), а те кто ушел, сформировали впоследствии племена восточных славян.

16. Действующий князь Ладоги Гостомысл потерял всех наследников в междуусобице, возникшей между племенами восточных славян, и пригласил родственника-славянина Рюрика в качестве преемника. Рюрик, как нам известно был внуком внуком Гостомысла. Ведь Умила - дочь Гостомысла и мать Рюрика - была женой казненного данами ободритского княза Готслава. Отсюда и призыв "придите и володейте нами".

17. Поскольку культура славян была более развитой чем скандинавская, то и призыв именно родственника-славянина выглядит вполне логичным. Слова из ПВЛ описывают владения восточных славян так: "земля наша велика и обильна, а наряду в ней нет". Наряд великой и обильной земли - это армия, флаги, дворцы то есть украшение государства. И такое украшение мог дать тот, чей символ сокол, птица-воин, то есть отважные варяги-русы, выходцы с островов Балтийского моря. В то время как менее развитые культурно скандинавы-грабители (падальщики) такого "наряда" привнести очевидно не могли.

Рюрик откликнулся на призыв деда и пришел "володеть" со всей своей дружиной-русью.
18. Подтверждением, что варяги - не скандинавы, может так же служить то, что в глубоком средневековье Русь восточных славян называли Гардариками, то есть "страна городов". Более сорока городов стояли от Смоленска до Изборска, в то время как в Скандинавии - ни одного. Это так же лишний раз подтверждает, что скандинавы не могли принести на Русь какой-либо организации, поскольку сами таковой особо не обладали.

Напротив же представители западных славян, которые имели все признаки государственности - город Рерик, город Аркону на острове, развитую культуру и духовность, военную силу, да к тому же еще и родственники, идеально вписываются в логику приглашения Рюрика на княжение.

19. О величии и выскоразвитой духовной культуре славян говорят, например, архичная обрядовая составляющая, которая старше даже чем индийские священные тексты. Отличало славян от других народов средневековья и чистоплотность. У славян были бани. Поэтому представители знати западных держав любили женится на славянских княжнах, так как те были во всех отношениях чистые. Такая чистоплотность служит так же объяснением тому, что многие эпидемии болезней, зафиксированные в среденевековых странах Европы, не прослеживаются там, где были бани. А были они прежде всего, конечно же у славян.
20. О древности славян говорит и ДНК-генеалогия Клёсова. Согласно его исследованиям мы (славяне) относимся к древнейшему народу, который старше большинства других народов, населяющих Европу.

21. Славянские наименования некоторых населенных пунктов Германии, недалеко от южного берега Балтийского моря, подтверждают, что в древности эти земли населяли славяне. А это, в свою очередь, может служить доказательством того, что варяги-солевары могли быть выходцами из этих мест. Немецкие реконструкторы воссоздали, к примеру, славянский речной кораблик VIII века. Эта реконструкция наглядно демонстрирует высокие технологии славян и их культуру

Вот такой длинный и, должен заметить, впечаталяющий набор аргументов приводится в фильме "Рюрик: потерянная быль". Все они говорят в пользу того, что ни Рюрик, ни варяги, ни русы не были скандинавами.

На этом я предлагаю пока сделать паузу. В следующих публикациях мы вплотную приступим к каждому из приведенных пунктов.
Смотрите так же:

Главная ошибка и зловредные немцы

Унижение археологии

Источники и персоны

Точка зрения Задорнова

Рослаген и открытие Лидии Грот

Рюрик-сокол-рарог

Мекленбургские генеалогии

Гостомысл, который Рюрика позвал

Потерянные корабли скандинавов

Разгромный аргумент Клёсова

Итоги разбора

Made on
Tilda