Седьмая часть полного разбора фильма про Рюрика

О фильме Задорнова "Рюрик - потерянная быль"
часть VII

Итак, по поводу Рюрика-сокола поговорили, по поводу Рослагена - тоже. Сейчас же предлагаю взглянуть на версию, что Рюрики и варяги пришли из полабских славян, обитавших на южном побережье Балтики. Версия сама по себе весьма оригинальна и в фильме Михаил Николаевич пытается продвинуть именно эту идею.

Так или иначе, вопроса западно-славянского происхождения варягов и Рюрика я уже касался в предыдущих статьях, однако вплотную к этой версии мы еще не подбирались. Так что предлагаю приступить.

И сперва предлагаю еще раз повторить саму историю по версии Задорнова и Ко. В первую очередь это будет интересно тем, кто предыдущие статьи не читал.

  • ВНИМАНИЕ! Хочу обратить особое внимание своего читателя на то, что мы разбираем фильм Задорнова "Рюрик: потерянная быль", а не взгляды антинорманизма вообще. В картине представлены далеко не все версии и не все доказательства, которые приводят сторонники антинорманизма в своих работах, возможно я посвящу им отдельную публикацию.

Повтор рассказа про варягов и Рюрика в изложении Задорнова

Южное побережье Балтики населяли так называемые полабские славяне, в частности - ободриты (бодричи). У этих ободритов были все признаки государственности, а именно - правящая верхушка в виде князя (будущего феодала), экономика (торговля солью), идеология (языческая религия) и всё такое. Столицей этого славянского конгломерата южной Балтики был город Рерик (Ререг).

Задорнов и Ко рассказывают о том, что князь ободритов, некий Готслав, правящий в столице - городе Рерике - был убит данами после предательства лютичей. Сам город Рерик пал, а вот сыновья этого князя выжили. Их спас брат убиенного князя, который увёз их на острова в Балтийском море, где существовала еще одна твердыня славян - остров Руян, ныне именуемый Рюген. Там сыновья убитого князя и выросли. А старшего из них звали Рюрик.
Пусть Умила будет такой, какой бы она ни была. И была ли она вообще...
Имя его восходит то ли к слову рарог ("сокол" по-ободритски), то ли к наименованию столицы ободритов - павшему городу Рерику. Сторонники этой версии еще до конца не придумали - от чего именно. А всю банду дружинников Рюрика, с ним самим во главе, называли варяги. Или русы. Или варяги. Или варяги-русы...

Хотя какое-никакое оправдание такого неуверенного объяснения всё же имеется. Западные славяне достигли процветания за счет того, что варили соль, а русы среди них - это воины, которые охраняли варщиков веществ соли, торгующих по всему свету. Русами это воинское сословие прозвали за их внешний вид - волосы русые - и известны были эти бойцы своей отвагой.

Почему воинов назвали русами (по внешнему виду), а варщиков соли варягами (от вида деятельности) Михаил Николаевич вроде бы как и объясняет, но уж очень невнятно. Например, почему самих варщиков не называли русами? Ведь внешним видом, судя по фильму, от своих охранников эти варщики отличаться не должны. Или почему самих воинов прозвали иначе, чем варщиков солей? И почему вообще возникло такое различие между ними, если они - суть есть одно и то же? Впрочем, это неважно, главное, что есть связь и этого достаточно.
Восточные же славяне - это прямые родственники западных. Они вышли (задолго до призвания Рюрика) из этого же южнобалтийского региона. Восточные славяне, как и западные, имели похожую форму общественного устройства и активно контактировали с родичами, оставшимися на исторической родине.

В один прекрасный момент правящая верхушка восточных славян осознала, что у них назревает кризис наследования власти, так как у существующего на тот момент старейшины Гостомысла (о нем речь пойдет в следующей статье) не оказалось живых наследников. Это грозило междуусобицей. И вот восточные славяне обратились к родичам - солеварам варягам и их охранникам русам, чтобы те прислали им своего "авторитета". Дескать, пущай этот авторитет у нас тут рулит и поддерживает порядок, иначе поставим мы друг друга на ножи, как пить дать.

И позвали именно Рюрика не просто так, а по вполне объяснимой причине. Маму Рюрика, согласно рассказу, звали Умила. Она была женой убиенного ободритского князя. А так же она была дочерью старейшины восточных славян - Гостомысла.

То есть Гостомысл позвал не абы кого, а собственного внука, дескать, парень ты уважаемый, командовать обучен, банду головорезов имеешь в подчинении, да к тому же еще и родственник, так что приезжай сюда - тут для тебя дело есть!
В общем, так или иначе, но приехал Рюрик, и сел "смотрящим" по территории. Отсюда есть и пошла земля Русская.

Вот такая оригинальная и вполне логичная история подана в этом фильме. На первый, да что греха таить - и на второй тоже, взгляд версия очень правдоподобная. Многое здесь увязано, многое даже находит какое никакое подтверждение в летописных источниках, в созвучии имен и топонимов. А главное - на эту версию "отзывается сердце" патриота. И не надо нам никаких скандинавов, викингов, норманнов с их чуждым мировоззрением. Мы и сами с усами!
Однако, как писал активно поливаемый грязью Шлёцер:

Худо понимаемая любовь к отечеству подавляет всякое критическое и беспристрастное обрабатывание истории... Если для России считают унижением то, что Рюрик, Синеус и Трувор были морскими разбойниками, то никакой прогресс в историографии невозможен.

Таким образом, большинство тезисов в пользу славянского происхождения Рюрика происходят не из беспристастного и всестороннего анализа имеющихся источников, а из нежелания видеть в варягах и Рюрике чужеземцев.

Впрочем, Шлёцер был тот еще персонаж и его позиции действительно вызывают раздражение, даже у тех, кто этих "норманнских" взглядов придерживается. Но это дела давно минувших дней и сейчас норманизм в духе этого колоритного исследователя никто уже не исповедует. Однако, приведенную выше цитату я считаю весьма верной и точной.

А то, что рассказано в фильме, больше напоминает некий компот из разных версий, хотя в целом повествование придерживается общих границ гипотезы западно-славянского происхождения варягов. Давайте попробуем понять - откуда взята информация.

Одним из наиболее весомых источников в фильме Задорнова указаны так называемые Мекленбургские генеалогии.

Мекленбургские генеалогии

Это целый ряд генеалогических трудов посвященный династиям северо-немецкой земли Мекленбург (бывшей области расселения славянских племён-ободритов или бодричей). А началось все с того, что в 1716 году назревала свадьба мекленбургского герцога Карла Леопольда с русской царевной Екатериной (племянницей Петра I).
К этому знаменательному событию господин Фридрих Томас - проректор местной гимназии - составил свод мекленбургских генеалогий. В своей работе он опирался в частности на труд 1687 года за авторством нотариуса мекленбургского придворного суда Иоганна Фридриа фон Хемница. Тот же в свою очередь, как говорят в некоторых статьях, взял за основу на более ранний (неназванный) манускрипт 1418 года. Только вот год этого манускрипта, вероятно, взят с потолка, поскольку у Хемница нет отсылки - что это за текст и кому он принадлежит.

Сам товарищ Хемниц, будучи историком-краеведом, изучал историю родного края и разумеется не мог обойти вниманием такую важную вещь, как родословная местных правителей. Он-то и вывел Рюрика от ободритских князей. Но дело в том, что еще до Хемница был некий Сигизмунд Герберштейн, имперский посол и шпион, который в свое время составил "Записки о Московии". Еще в XVI веке он приехал в Московское государство собирать разведданные ))

Так вот этот "неназванный" труд товарища Хемница - это и есть записки лазутчика барона Герберштейна, вкупе с трудами других исследователей, которые так же использовали труд барона как источник.

Герберштейн действительно пытался выяснить - откуда же они взялись эти "Rurikovichi". В своей работе Герберштейн писал:

Кто вначале правил Руссией, неизвестно, так как память о них не дошла до потомства из-за отсутствия у них письменности. Но в 6406 году от сотворения мира ... они (русские) стали вести летописи и записывать /.../ то, что узнавали от предков и долго хранили в памяти. Согласно этим летописям /.../ ими правили и варяги (Varegi). Однако /.../ про варягов никто не мог сообщить мне ничего определенного, помимо их имени. Впрочем, поскольку сами они называют Варяжским морем (mare Varegum, Varetzkhoye morye) море Балтийское (mare Baltheum) /.../ то я думал было, что вследствие близости (к этому морю) князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком (Lubeca, Lubegkh) и Голштинским (Holsatia, Holstain) герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии (Wagria)

Так как и до сегодняшнего дня это море, равно как и залив между Германией и Данией, а также между Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Ливонией и приморскими владениями Московии — с другой, сохранили в русском языке название “Варяжское море” (Waretzokoie morie), т. е. “море варягов”, так как, более того, вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями (Herrschaften) вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.
Он же, кстати, упоминает и Гостомысла, который, согласно имеющимся у него данным, принял активное участие в призавнии варягов. При этом никакого родства между Гостомыслом и Рюриком Герберштейн не отмечает. При этом, как видим, Герберштейн считал, что варяги - это вандалы (вандалов, кстати, он считал славянами). А столицей вандалов был город Вагрия.

  • Вообще, многие хронисты, активно юзали наивную этимологию XVI века - находили созвучия в различных наименованиях и связывали их между собой. Герберштейн так же не был исключением. В поиске ответа на вопрос - кто такие варяги, исследователь находит слово "вагры". Слово "вагры" похоже на слово "варяги"? Весьма похоже. Значит варяги это и есть вагры, и этого достаточно. А вагры и вандалы у барона - одно и то же.
Эти записки Герберштейна взяли впоследствии за основу другие хронисты - товарищи Хеннингс и Латом. Следом за ними, на рассуждениях Герберштейна, Хиннигса и Латома строил свои изыскания и товарищ Хемниц. А на работы Хемница, в свою очередь, опирался уже проректор гимназии Томас, когда составлял свод мекленбургских генеалогий.
И вся эта "цепочка" в итоге выглядит вполне очевидной и структура её такова:

  • Герберштейн: я думаю, что варяги прибыли из Вагрии
  • Хеннигс: варяги - это вагры...
  • Латом: русские призвали князей из Вагрии, возможно, это были сыновья Годелайба (Готслава)
  • Хемниц: русские призвали из Вагрии сыновей Годлейба (Готслава)
  • Томас: как свидетельствуют мекленбургские источники...
Всем интересующимся рекомендую статью исследователя Рыбалка А.А. которая называется "Мекленбургские читатели барона Герберштейна", где эта цепочка раскрыта и разобрана очень подробно.

В итоге, в фильме Задорнова мы можем увидеть как эта "цепочка" рассуждений обретает вес и становится неким фундаментом для формирования целой версии. Претерпев некоторые изменения (вандалов сменили славяне-ободриты), эта "цепочка" тем не менее, оказалась настолько живучей, что до сих пор используется в качестве аргумента. Но то, о чем свидетельствуют мекленбургские источники, как видим, изначально имело совершенно иную форму.

Однако, очень немаловажным считаю отметить, что сам по себе термин "варяги", вокруг которого выстроено так много толкований и домыслов, не имеет настолько древних корней, как это пытаются подать некоторые исследователи и как о них повествуется в фильме.

Дело в том, что о каких-то "варягах" мы узнаем из Повести Временных Лет. А это памятник более позднего времени, чем описываемые события. И составитель ПВЛ использовал этот термин, поскольку он имел хождение в его эпоху и был всем понятен.
Упомянутые выше попытки Герберштейна понять - откуда происходят эти "варяги" - это попытки обнаружить корни термина, который в предполагаемое время "призвания кого-то" попросту не использовался. Что равносильно поискам сегодняшнего термина "компьютер" в источниках XVI века. А ну как найдутся? И после этого появится версия о том, что компьютеры активно юзали в палатах Ивана Грозного?

Примерно тем же самым занимается и Задорнов, пытаясь обнаружить историю термина "варяг" в профессии варщика солей и привязать все это к западным славянам в принципе.
А вот где это слово упоминается и откуда оно происходит - это очень обширный вопрос и возможно этому будет посвящена отдельная публикация.

Подводя итог, отмечу, что Мекленбургские генеалогии вряд ли могут быть использованы в качестве доказательства версии с происхождением Рюрика из полабских славян, в силу того, что сами эти генеалогии не могут быть расценены как достоверный источник. А в следующей публикации мы рассмотрим западные источники, в частности Фулдские и Ксантенские анналы, где упоминается имя Гостомысл и Рорик.
Смотрите так же:

Главная ошибка и зловредные немцы

Унижение археологии

Источники и персоны

Точка зрения Задорнова

Рослаген и открытие Лидии Грот

Рюрик-сокол-рарог

Мекленбургские генеалогии

Гостомысл, который Рюрика позвал

Потерянные корабли скандинавов

Разгромный аргумент Клёсова

Итоги разбора

Made on
Tilda