И вся эта "цепочка" в итоге выглядит вполне очевидной и структура её такова:
- Герберштейн: я думаю, что варяги прибыли из Вагрии
- Хеннигс: варяги - это вагры...
- Латом: русские призвали князей из Вагрии, возможно, это были сыновья Годелайба (Готслава)
- Хемниц: русские призвали из Вагрии сыновей Годлейба (Готслава)
- Томас: как свидетельствуют мекленбургские источники...
Всем интересующимся рекомендую статью исследователя Рыбалка А.А. которая называется "
Мекленбургские читатели барона Герберштейна", где эта цепочка раскрыта и разобрана очень подробно.
В итоге, в фильме Задорнова мы можем увидеть как эта "цепочка" рассуждений обретает вес и становится неким фундаментом для формирования целой версии. Претерпев некоторые изменения (вандалов сменили славяне-ободриты), эта "цепочка" тем не менее, оказалась настолько живучей, что до сих пор используется в качестве аргумента. Но то, о чем свидетельствуют мекленбургские источники, как видим, изначально имело совершенно иную форму.
Однако, очень немаловажным считаю отметить, что сам по себе термин "варяги", вокруг которого выстроено так много толкований и домыслов, не имеет настолько древних корней, как это пытаются подать некоторые исследователи и как о них повествуется в фильме.Дело в том, что о каких-то "варягах" мы узнаем из Повести Временных Лет. А это памятник более позднего времени, чем описываемые события. И составитель ПВЛ использовал этот термин, поскольку он имел хождение в его эпоху и был всем понятен.
Упомянутые выше попытки Герберштейна понять - откуда происходят эти "варяги" - это попытки обнаружить корни термина, который в предполагаемое время "призвания кого-то" попросту не использовался. Что равносильно поискам сегодняшнего термина "компьютер" в источниках XVI века. А ну как найдутся? И после этого появится версия о том, что компьютеры активно юзали в палатах Ивана Грозного?
Примерно тем же самым занимается и Задорнов, пытаясь обнаружить историю термина "варяг" в профессии варщика солей и привязать все это к западным славянам в принципе.
А вот где это слово упоминается и откуда оно происходит - это очень обширный вопрос и возможно этому будет посвящена отдельная публикация.
Подводя итог, отмечу, что Мекленбургские генеалогии вряд ли могут быть использованы в качестве доказательства версии с происхождением Рюрика из полабских славян, в силу того, что сами эти генеалогии не могут быть расценены как достоверный источник. А в следующей публикации мы рассмотрим западные источники, в частности Фулдские и Ксантенские анналы, где упоминается имя Гостомысл и Рорик.