В этой части своего повествования я коснусь лишь того момента, где Миллер опровергает версию с
роксоланами, поскольку этот момент можно считать отправной точкой всех дальнейших построений Ломоносова. По поводу сопоставления
россияне-роксолане, Миллер замечает, что само слово
россиане появилось недавно, а посему таковое сопоставление доказательством служить не может. По его мнению:
древние называли свое племя русь, образуя отсюда прилагательное русскийТо есть, слово
россияне произошло от уже существующего в обиходе слова
русь и не может восприниматься как производное напрямую от слова
роксоланы. Кроме того, Миллер утверждает, что слово
роксоланы - это составное слово от
рокс+аланы.
Аланы же - это основное племя, от которого
откололись те, кого впоследствии
росколанами и прозвали.
Так же Миллер отмечает молчание Ломоносова по поводу того, что:если бы русские происходили от этого племени, то они, несомненно, получили бы название скорее от его главной части (от алан)Далее Миллер указывает на то, что если бы
русские происходили от
роксолан, это означает, что сами роксоланы должны быть славянами. И следовательно, имя
руссы славяне должны были получить до того, как пришли варяги. А между тем, в летописи указано, что имя
русь пришло именно от варягов.
Кроме того, сама цепочка такого преобразования, по мнению Ломоносова, выглядела так:
роксоланы-роксаны-россаны-россияне. На что Миллер, согласно протоколу устной дискуссии от 24-25 октября, заметил:
Критик (Ломоносов) дал ввести себя в обман /.../ говоря, что роксоланы обозначались также названием роксаны.Суть здесь в том, что Ломоносов доверился сведениям книги "Семь диссертаций о происхождении русских", за авторством Христиана Шеттгена, где и показано первое звено той цепочки:
роксоланы-роксаны. Миллер обращает внимание оппонента на то, что этот источник недостоверен, поскольку Шеттген такую связь устанаваливает от сочинения Страбона, где и встречается ошибочное упоминание
роксаны вместо
роксоланы. И Шеттген же поступил недобросовестно, исправив в своих трудах всех
роксолан на
роксан, согласно именно этой ошибке Страбона.
Не забыл Миллер упомянуть, что этот казус известен
сведущим людям, к каковым, вероятно Ломоносова, не причисляет. Впрочем, Ломоносов учел это замечание, и в последующих своих возражениях название роксаны больше не употребляется.
Предлагаю взглянуть и на некоторые дургие цитаты из той замечательной дискуссии. Необходимо понимать, что большинство вопросов здесь взаимосвязаны и одно проистекает из другого. Тем не менее, считаю, что даже такой беглый взгляд на эту полемику должен быть весьма любопытнымЛомоносов: В древних летописях, и особенно у Нестора, везде ясно отмечается, о племенах, не употреблявших славянского языка, что они имеют свой собственный язык /.../ О варяжском же языке нигде не сообщается, чтобы он был совершенно отличным от славянского
Ответ Миллера: У Нестора /.../ мы читаем замечание о различии языка только относительно тех племен, которые платят дань Русскому государству. Среди них не было места для варягов; поэтому у первого летописца, согласно его же замыслу, не было никакой причины говорить о языке варягов
Ломоносов: Если бы варяги-руссы говорили на скандинавском языке, то, я думаю, до сих пор существовали бы в России не только деревни, но и целые города, в которых жители говорили бы на скандинавском языке
Ответ Миллера: Если бы варяги, происшедшие от скандинавов, населяли в России целые города и села, а не были бы - о чем мы должны заключать как о бесспорном факте - рассеяны и перемешаны со славянами в их городах, то это возражение имело бы некоторую силу
Ломоносов: Чтобы кому-нибудь не показалось, что я с варягами-руссами далеко отошел от древнего племени роксоланов, я доказываю тожество того и другого следующими доводами. Варягами назывались племена, владевшие побережьем Варяжского моря, поэтому руссы, или русь /.../ также приняли название варягов. Они населяли не только побережье, но и большую полосу земли к югу и востоку, где они назывались просто руссами или россами
Ответ Миллера: Если нельзя доказать, ни что роксоланы переселились к Балтийскому морю, ни что варяги-руссы жили в Пруссии, то легко понять тщету всего того, что противник строит на вышеуказанных гипотезах относительно, так сказать, тожества роксоланов и варягов.
Ломоносов: Новгородская летопись свидетельствует, что часть славян, вследствие тесноты их страны у Дуная, переселилась к Днепру, озеру Ильменю /.../ то также хорошо согласуется с истиной. Ведь и ныне у Дуная живет много славян, как сербы, болгары и другие
Ответ Миллера: Неверно, что в Новгородской летописи написано так, как хочет Ломоносов
Эта поистине великолепная дискуссия, однозначно требующая более широкого освещения. Но, в силу того, что невозможно уместить все подробности этой полемики в рамки одной публикации, очень рекомендую ознакомиться с
Замечаниями Ломоносова на ответы Миллера. Там во всей красе представлены и доводы Миллера и то, что имел сказать по их поводу Ломоносов.
Это и есть первая баталия между норманнизмом и антинорманизмом.
А эхо тех событий мы до сих пор слышим в различных работах, посвященных данной проблеме. И как можем увидеть, многие аргументы "за" и "против" звучали еще в XVIII веке.