Пятая часть цикла публикаций об Аркаиме и Стране городов

Ах Аркаим, ах Аркаим.
часть V

Этот цикл публикаций сперва планировался как очередной разбор различных выдумок про Аркаим, что видно из вступления к первой части, но в процессе написания я пришел к выводу, что вместо этого лучше просто рассказать о том - что вообще представляет собой синташтинская кульутра на самом деле. Познакомить читателя не с мифической, а реальной стороной Страны городов, оставив этот наросший за пару десятилетий эзотерическо-таинственный налёт в стороне. Показать, что было найдено, как это интерпретировалось и проверялось и какие открытия для себя сделали историки. И вот перед нами завершающая, пятая часть серии статей.

Удивительный колесничий комплекс

В захоронениях синташтинцев найдены колесницы. Обычный колесный транспорт, в той или иной степени, жителям Страны городов, вероятно уже был знаком. Сама идея - погрузить что-то на колёсную платформу и переместить груз с её помощью в другое место - пришла в голову человеку раньше, чем появилсь синташтинская культура.

Но вот именно колесницы произвели сильное впечатление на исследователей. Сперва в захоронениях нашли отпечатки спицованных колес.
Поскольку, применение колесного транспорта как такового жителями Страны городов допускалось, то и особых вопросов эта находка не вызвала. Любопытно - да, все же колеса не примитивные, дисковидные, со спицами. Но не сенсация.

А вот когда нашли костяные псалии - элементы конской упряжи, позволяющие управлять лошадьми на колеснице, вот тогда-то и призадумались. Вообще само существование такого элемента как псалии напрямую связано именно с появлением колесничьей традицией, поскольку эти приспособления были созданы для более эффективного управления лошадьми. Не совсем гуманный, конечно способ (шипы псалий давили на "щеки" лошадей при натяжении, за счет чего те быстрее реагировали и меняли направление хода по требованию возничьего), но результативный.
Так выглядят псалии
До синташтинских раскопок считалось, что первые колесницы появились в Месопотамии, так как именно там псалии были обнаружены впервые. Однако, после находок в Южном Зауралье, историки признали, что найденный синташтинский колесничий комплекс - страше месопотамской и он самый древний из ныне известных.

С этим даже случился небольшой казус. Когда обнаружили псалии, то сперва предположили, что найденная культура переняла у жителей месопотамии эти колесницы (так или иначе, но контакты между народами уже существовали и технологии, вкупе с другими артефактами активно кочевали из территории в террриторию). Последующий же анализ показал обратное - синташтинские колесницы появились раньше!

Впрочем, это не исключает, что когда-нибудь найдутся и другие колесницы - еще старше. И родина колесниц тогда окажется где-нибудь в районе северного причерноморья. Но пока мы имеем то, что имеем.
Испытание реконструированной синташтинской колесницы)
А теперь представим себе: легкая колесница, мощный составной лук, способный бить дальше традиционного охотничьего, топоры для ближнего боя - все это не могло не наводить ужас на местных жителей. Так что бесспорное преимущество оставалось за синатштинцами.

Кроме того, не исключено (об этом я кажется упоминал в одной из предыдущих статей), что жители разных поселений Страны городов могли не очень дружелюбно относиться к друг другу. Тем более, что примеры межплеменных конликтов в культурах, откуда синатштинцы вышли, мы уже знаем.

А мы имеем дело с обществом, экономическая основа которого животноводство. Соответственно, места пастбищ могли в любой момент стать поводом для конфликта. Представим себе, что пастухи поспорили из-за места выпаса скота. В таком случае, каждый пастух зовет свою "крышу на разборку". По зову сплеменника, представитель элиты каждого поселения запрыгивает в свой "бумер", то есть в колесницу, и мчится "зарамсить проблему".

Куда ушли жители Аркаима

Напомним, что исследователи не видят в Синташте развитие каких-то технологий на новом месте, большинство ученых сходятся во мнении, что миграция этого народа на Южный Урал была достаточно подготовленной и практически все знания и технологии пришельцы принесли с собой.

Таким образом перед нами яркий пример своеобразных первопоселенцев индоевропейской культуры на чужой территории и вытеснения автохтонного населения, а так же смешения с ним. Невольно вспоминается освоение Дикого Запада )

Однако, синташтинцы не остались в этих местах навсегда. Тот же Аркаим был впоследствии покинут жителями и причина, по которой они оставили свои жилища, вполне прозаична. Как мы знаем, оседлое скотоводство требует наличия пастбищ, а поселения расположились на весьма маленьком пятачке земли. При отсутствии конкуренции в лице местных синташтинцы достаточно быстро стали плодиться и размножаться. Это, свою очередь, требовало еще большего поголовья скота, что неминуемо и произошло. А растущие стада тупо сожрали весь корм на окружающих пастбищах - прилегающие к поселениями степи просто не успевали восстанавливаться для прокорма животных.

Возможно, синташтинцы стали покидать свои поселения еще и потому, что снова (как и прежде, еще до прихода в Южное Зауралье) стала нарастать социальная напряженность.

Поэтому жители страны городов, вынуждены были расстаться со своей оседлостью и уходить в степи. При этом двигаться всей толпой, так же как до этого они приходили сюда, уже не представлялось возможным. Следовательно, жители каждого поселения разбивались на более мелкие группы и расходились как можно дальше друг от друга, занимая по возможности свободное пространство в степи.

Опыт уже подсказывал им, что долго с большим стадом сидеть на одном (даже новом освоенном) месте нельзя, а суровый климат при этом опять требовал постройки теплых жилищ, то есть снова привязываться к местности.

Чтобы как-то решить проблему корма для скота и при этом не погибнуть во время холодных зим, бывшие поселенцы стали уходить в более теплые южные земли. В этот раз группы были не столь многочисленны, и не строили капитальных сооружений. Исчерпав ресурс одной местности, они перемещались на занятые чуть раньше, но уже "отдохнувшие" пастбища. Так и стали ходить взад-вперед. Так в это время начинают формироваться отчетливые черты кочевых культур.

Вместо заключения

Синташтинскую культуру только еще исследуют и некоторые моменты до сих пор не выяснены. Например, до сих пор неизвестно - как и где хоронили рядовых граждан.

Чем еще примечателен Аркаим? Тем, что это поселение не имеет на себе наслоения других археологических культур. То есть, после того как жители покинули его, на этом месте впоследствии больше никто не жил. Так он и достался археологам.

Тем не менее, открытие этого комплекса поселений стало настоящей сенсацией для древней истории. Любопытно, что с внесением некоторых поправок, в целом картина мира эпохи бронзы существенно не изменилась. Все осталось на своих местах и никому ничего не пришлось "переписывать", как об этом твердят искатели "иЗтины".

На этом, пожалуй, я закончу серию статей про синташтинскую культуру. Признаюсь, многое осталось за кадром, и о многом стоило бы еще рассказать, но материал и так получился достаточно большой. Об остальном любопытствующий читатель сможет без труда узнать самостоятельно ))) Рекомендую к прочтению, например, вот эту прекрасную и полезную статью.
Смотрите так же:

Кто основал древнее поселение Аркаим и кто здесь жил раньше

Укрепленные поселения и жилища синташтинской культуры

Умелые синташтинцы

Структура общества и военное дело

Куда ушли жители Аркаима?

Made on
Tilda