Первая часть цикла публикаций об Аркаиме и Стране городов

Ах Аркаим, ах Аркаим.
часть I

Разговор о синташтинской культуре, к которой принадлежит Аркаим, стоит начать с очень глубокой древности, поскольку эта культура не появилась из ниоткуда. Синташтинская культура - это своеобразный компот из местных археологических культур (например Ботайской) и "пришлых" народов.

Кто здесь жил до прихода будущих "синташтинцев"

На территории Южного Урала, Зауралья и Северного Казахстана, где впоследствии развивалась синташтинская культура, еще до прихода индоевропейцев, уже проживало местное население, которое технологически относится к позднему каменному и веку. Есть обоснованное мнение, что местные жители - это далекие предки финно-угорских народов. Основная концентрация местного населения относится к лесной зоне, но области степи и лесостепи так же были заселены представителями этих же племен.
Типичное жилище обитателей лесной зоны Урала. Тот самый, всем известный чум.
Обитатели степи и лесостепи так же, как и их лесные родственники, не знали производящего хозяйства и жили преимущественно охотой. Основной добычей жителей степей были дикие лошади, что разумеется не исключало и промысел других животных.

К местному населению относятся такие родственные друг другу археологические культуры как Ботайская и Суртандинская. Кстати, есть мнение, что представители Ботайской культуры (Северный Казахстан) первые одомашнили лошадей.

Раса этих древних местных жителей, по результатам антропологических исследований, носила в себе черты и протоевропеоидной и протомонголоидной рас. Её еще называют древнеуральской расой.

Первые гости

И вот, примерно 5-4,5 тысячи лет назад в Зауралье, приходят представители пелемен Ямной археологической культуры.

Это был первый визит индоевропейцев в эти края.

Ямная культура - широко распространенная (от территории Венгрии и Крыма до степей Северного Прикаспия) культурная общность эпохи ранней и средней бронзы, для которой характерен определенный обряд погребения: тело опускалось в глубокую яму в скорченном положении и посыпалось касной охрой. Археологи нашли характерные для ямной культуры редкие захоронения на территории Северного Казахстана и Южного Зауралья.
Погребение Ямной археологической культуры
Ямники приходят с южных степей Восточно-Европейской равнины - основного ареала своего обитания, но надолго в новых землях они не задерживаются. Историки объясняют это тем, что пришедшие "ямники" были немногочисленны, да и местные жители, будучи неплохими охотниками, вероятно смогли дать отпор незванным гостям.

Второй визит индоевропейцев

Ямники приходят с южных степей Восточно-Европейской равнины - основного ареала своего На рубеже второго и третьего тысячелетий до нашей эры на территорию Южного Урала индоевропейцы пожаловали вновь.

На этот раз пришли племена-представители Абашевской ахеологической культуры. Эти племена обитали на территории Восточной Европы и Поволжья и, расширяя свой ареал, они добрались и до Южного Зауралья.
Предметы Абашевской культуры
Черты Абашевской культуры, её наследие, отчетливо прослеживаются в появившейся позднее Синташтинской, поэтому именно её почти все исследователи считают основным компонентом будущей Синташты.

Зачем Абашевцы ломанулись на Урал исследователям до конца не ясно. Есть версия, что эта активно развивающаяся культура скотоводов пришла сюда за пастбищами. Кроме того, возможно еще по памяти Ямников, абашевским скотоводам было известно о наличии на этой территории открытых выходов руды для металлургии.

Так же, известно, что на родной территории Абашевцев случались вооруженные конфликты между племенами. К примеру, на территории распространения Абашевской культуры был раскопан Пепкинский курган, где было похоронено порядка 28 обезглавленных мужчин. По повреждениям на останках археологи выяснили, что это - погибшие в бою. Причем по результатам трассологии, криминалистики и археологии стало очевидно, что тела принадлежат разным общинам Абашевской культуры, а повреждения были нанесены характерными для неё топорами.
Массовое погребение в Пепкинском кургане
То есть, выяснилось, что это был вооруженный конфликт внутри одного культурного сообщества. Для племени численностью порядка 100 человек, потеря например десяти молодых мужчин - это почти невосполнимая утрата. Налицо факт существенной социальной напряженности.

Поэтому жизнеспособной можно считать и версию, что часть представителей Абашевской культуры в буквальном смысле уходила от конфликтов. Впрочем, вероятно, нам никогда не узнать истинную мотивацию тех людей.

Кроме Абашевцев на возникновение Синташты повлияла и Катакомбная культура, которую многие исследователи относят к наследникам Ямной археологической культуры. Вероятно миграция представителей этих племен, как и их предшественников несколько веков назад, вновь привела "катакомбцев" в Южное Зауралье. Свидетельством этому могут служить особенности орнамента керамики, которые присутствуют в Синташтинской культуре и обнаруживают явный культурный обмен с "катакомбниками".

Таким образом, есть все основания утверждать, что Синташтинская культура - это культура пришедшая в Южное Зауралье извне, в частности с запада и юго-запада.

Синташта

Наименование происходит от первого найденного археологами могильника и поселения на реке Синташта. Соответственно и все другие, относящиеся к этой культуре поселения (в том числе и Аркаим) получили общую идентичность - Синташтинская культура

Датировка появления и исчезновения Синташтинской культуры определяет период её существования в пределах всего лишь ста лет, может чуть больше. Многие археологические находки данного региона не всегда удается однозначно отнести к изучаемой нами культуре, поэтому отчетливых временных границ её существования в целом не существует.

Для Синташтинской культуры характерны в первую очередь достаточно крупные укрепленные поселения, включая и всем известный Аркаим, отличающиеся определенной архитектурой, о которой поговорим чуть позже. В целом найдено порядка 23 подобных "протогородов" на относительно маленькой территории. Этому комплексу поселений дали отдельное наименование "Страна городов" (не путать с Гардариками!)
Стоит отметить, что миграция будущих синташтинцев была настолько мощная и массовая, что с приходом их на территорию Южного Урала и Зауралья, почти сразу же исчезают археологические следы присутствия местного населения. Они отчетливо прослеживаются только в лесах на севере, где пришельцев не было. Впрочем на границах соприкосновения этих двух народов присутствуют следы и культурного обмена, когда у северных охотников-рыболовов появляются изделия из металла в более ощутимом количестве, чем были до прихода гостей с запада. В целом, результатом этой и предшествующих миграций служит некий антропологический "бульон", в котором смешались и местные древнеуральские и абашевские и катакомбные черты. Вероятно, это произошло вследствии активного смешения пришельцев с остатками местных народов.

Учитывая, что коренное местное население не могло нанести существенного вреда более развитому сообществу обосновавшихся здесь пришельцев, жители этих поселений чувствовали себя в относительной безопасности. Укрепления надежно защищали и скот и людей от любых возможных набегов. Таким образом развитие "синташты" происходило весьма стремительно.
Синташтинцы, как и их предки - Абашевцы - не знали земледелия, а их путь развития экономики можно даже рассматривать как нечто уникальное для этого типа хозяйствования - путь урбанистического развития при единственном методе ведения хозяйства (скотоводстве) и при высокой концентрации населения в одном месте, то есть в рамках одного крупного поселения. Однако, как мы увидим дальше, эта модель оказалась совсем нежизнеспособной.
Поселение Каменный Амбар и схемы других поселений Синташтинской культуры.
Впрочем, именно такой путь развития объяснить несложно. Территория чужая, то есть присутствует постоянная угроза возвращения ушедшего местного населения, вытесненного на север. Так же нельзя забывать, что те же Абашевцы сами несут в себе возможную конфликтность по отношению к друг другу, соответственно подобные укрепления не только ограждают от местных, но и обеспечивают безопасность на случай, если такие же пришлые соплеменники решат "сходить за зипунами" к соседям.

Как бы там ни было, пришедшие пелемена резво принялись осваивать новую территорию, и в результате мы имеем эту самую синташтинскую культуру. Обращают на себя внимание погребения синташтинцев, явно свидетельствующие как об уровне благосостояния, о развитии металлургии, так и о военнизированности этого общества, что неудивительно при таких-то не совсем миролюбивых предках. Знаменитые бронзовые топоры синташтинцев - это прямые наследники абашевских топоров, с тем лишь различием, что у синташтинских уже появляется своеобразный боёк на обухе.
Реконструкция бронозового топора синташтинской культуры
На этом я завершу первую часть своего рассказа про Синташтинскую культуру. Как видите, непосредственно до самого Аркаима мы даже еще не добрались. Но полагаю, что без понимания того - что из себя представляли эти земли в эпоху бронзы, трудно воспринимать и Аракаим трезво. Легко свалиться в мифологию, чего нам с вами конечно же не хочется )))
Смотрите так же:

Кто основал древнее поселение Аркаим и кто здесь жил раньше

Укрепленные поселения и жилища синташтинской культуры

Умелые синташтинцы

Структура общества и военное дело

Куда ушли жители Аркаима?

Made on
Tilda