Четвертая часть цикла публикаций об Аркаиме и Стране городов

Ах Аркаим, ах Аркаим.
часть IV

В четвертой части серии статей о синташтинской культуре мы кратко рассмотрим структуру общества и подробно поговорим о военном деле жителей Страны городов (мальчикам всегда интересно про войнушку).

А для начала я расскажу один интересный факт о поселении Аркаим.
По воспоминаниям археолога Здановича, облетая окрестности на сельскохозяйственном "кукурузнике", его коллеги увидели очертания этого поселения. И они мгновенно поняли, что это что-то весьма старое и представляющее интерес для науки.

Первичное обследование показало, что перед учеными - следы достаточно древнего поселения. Ничего другого пока об этом месте известно не было. Но по традиции, этому месту дали имя близлежащего поселка. Имя это было Александровка. Так что, мы с вами имеем дело с местом, которое могло так и остаться просто поселением Александровским. Интересно - как бы тогда отреагировала экзальтированная публика? ))

Структура общества

К моменту переселения у будущих синташтинцев уже сложилась определенная социальная структура и её они принесли с собой.
Реконструкции синташтинцев
Это скотоводы, то есть базовая формация, обеспечивающая все общество едой. Так же очевидно уже сформировалась отдельная группа металлургов, внутри которой существовало разделение по специализациям (рудознатцы, литейщики и так далее). Прочие ремесленники - специалисты в резке по кости или в обработке камня. Разумеется уже выделился и воинский контингент, который, вероятно, осуществлял и руководящие функции.

Не исключено, что отдельно взятый представитель мог быть одновременно и металлургом и гончаром, то есть обладать не одним навыком а несколькими. Или например, мужчины, пока не заняты другими занятиями, могли помогать на добыче руды, не будучи при этом металлургами.
В целом интересно было бы поговорить о социальной роли например, женщин и детей в культуре Аркаима и других поселений.

Женщины

Роль женщины в синташтинской культуре, вероятно не отличалась от других культур - это и участие в выпасе скота, и ткачество, и выделка шкур. Кроме того в некоторых женских захоронениях найдены даже наконечники для стрел, что позволяет допустить более активное участие женщин например в защите скота от диких хищников или в охоте (а может это были первые воительницы?). Выходит, что жительница Аркаима в случае необходимости способна была достать лук и застрелить какого-нибудь вконец охреневшего степного волка. Не все конечно, но судя по всему, такие встречались.
Рекнструкция женского украшения. Но есть и другая - с волосами )))
Учитывая, что погребения этой культуры элитарные, то и женщины представителей элиты наверняка были не так просты как другие. Как-никак - это женщины героев )))
Впрочем, нечто подобное находили и в других культурах, когда женщина принимала участие даже в межплеменных конфликтах, где в буквальном смысле обнаруживались свидетельства нападения одного племени на другое и в нападении участвовали женщины наравне с мужчинами. Так что ничего особенно удивительного в этом нет.

Так же, женские захоронения изобилуют украшениями, демонстрирующими и уровень мастеров. Среди украшений немало браслетов, каменных бусин, подвесок и прочего.
Мне понравился рассказ археолога Елены Куприяновой, как они реконструировали головной убор-украшение.

Вокруг головы останков нашли много элементов украшенного убора. Разумеется вся органика истлела, но по деталям смогли воссоздать - как этот убор выглядел. Но понять - как именно его носили - сперва казалось невозможным, но предположения все же били. Тогда, чтобы проверить версию, придумали сделать уменьшенную копию этого убора, слепили из снега куклу, надели на неё эту копию и положили куклу так, как лежало тело в погребении. После того как снег растаял, украшение рассыпалось и легло на плоскость стола. После этого сделали куклу из газетной бумаги, так же надели на неё копию убора, так же положили её и сожгли. Зафиксировали - как легли элементы украшения обеих кукол и сравнили со схемой расположения элементов украшения в захоронении. Совпало!

Дети

Что касается детей, то необходимо помнить, что это общество в натуральном смысле первобытное. В нём нет такого термина, например как "подросток", когда ребенок уже вроде и не ребенок, но ещё и не взрослый. Да и игры детей, вероятно, имитировали поведение взрослых (как не вспомнить дочки-матери). И разве может быть что-нибудь интереснее для мальчика, чем то, что отец покажет - как правильно делать каменный наконечник? Ведь этим наконечником, может быть, отец убьёт зверя. Или даже врага!

На примере других антропологических исследований, делается вполне однозначный вывод о том, что даже маленький ребенок стремился как можно быстрее стать взрослым. Ну и собственно уже лет в 10-12 он таковым и становился. Включался в полноценный хозяйственный процесс. В общем детство если и было у них, то далеко не такое как у нас с вами.

Элита и военное дело

Чтобы понять некоторые аспекты жизни синташтинцев, мотивов их поведения, необходимо понять, что миграции и переселение племен на территорию Южного Урала - это не индивидуальный процесс. То есть на новое место переезжает не отдельный человек или семья, а целый род. Со всей своей структурой, иерархией, мировоззрениями. Но самое главное кроется в их коллективном стремлении выжить и достичь определенного благосостояния.
Боевой топор синташтинской культуры
Так что пришлось показывать местному населению насколько ты крут, чтобы те не вздумали пакостить и не принялись стрелять по твоим коровам издалека.

А для того, чтобы продемонстрировать свою крутость, необходимо чтобы в племени были люди, способные это сделать.

В целом, появление отдельных людей, которые занимаются исключительно военным делом - явление вполне закономерное. Так как если в процессе решения конфликта задействовано все мужское население, то неудача может обернуться гибелью всего племени, поскольку утрата например умелых охотников, в буквальном смысле грозит вымиранием всем остальным. Не лучше ли выставить из своих рядов одного, наиболее ловкого и сильного, чтобы он решал с таким же представителем другого племени конфликтные вопросы?
Тем более, что при синкретически-религиозном мышлении древнего человека, исход боя решается не столько людьми, сколько высшими силами - богами. А если так, то есть ли разница - один человек выйдет на бой: один или двадцать?

Поэтому, говоря о военном деле эпохи бронзы, мы в первую очередь должны говорить об "эпохе героев". Воин бронзового века - это человек, который представляет интересы племени, решает спорные вопросы с другими племенами, готов в случае необходимости погибнуть, защищая интересы племени. И при этом он не задействован в других хозяйственных процессах.
Иван Семьян испытывает прототип синташтинской колесницы
А вот общество, наоброт обеспечивает его лучшим инструментарием для выполнения воинских функций. Процесс формирования воинской элиты начался еще в каменном веке, но именно в эпоху бронзы появляются атрибуты исключительно военного назначения. И чем выше благосостояние племени - тем больше воинов оно может себе позволить.

В первую очередь, это конечно же боевые топоры. Наконечни стрел можно использовать и для охоты, как и копье. Боевой топор же не может быть использован например для рубки дерева - он имеет слишком узкое для этого лезвие. То есть наличе такого инструмента - это даже не столько оружие само по себе, сколько символ принадлежности его владельца к конкретному "сословию". А чтобы выполнять свои функции наиболее эффективно, воин постоянно готовится, попросту говоря - тренируется.

Таким образом, какой-нибудь местный охотник, увидев крепкого мужика-пришельца с боевым топором в руках легко сделает вывод - кто именно перед ним. И тут уже срабатывает понимание, что даже если этот воин один, то за ним стоит, экономика такого уровня, которая способна освободить его от работы, дать ему это оружие и время на подготовку. И даже если одолеть его сейчас, то вслед за ним придут другие, такие же подготовленные и наведут такого шороху, что нафиг оно надо.
В захоронениях синташтинцев так же найдено очень большое количество наконечников стрел - большинство каменных, но имеются и бронзовые. Это говорит о том, что дальнобойное оружие - лук - играл колоссальное значение. Относительно того, на какой территории развивалась эта культура, наличие такого вооружения так же не вызывает вопросов - таки степь.
Археологи так же восстановили сложный составной лук синташтинцев - штука получилась весьма убойная )

Получается, что демонстрация воинственности нередко заменяла собой само применение силы. И примечательно, что никаких следов открытых вооруженных конфликтов ни в Аркаиме, ни в других поселениях Страны городов не обнаружено. Кроме того, как я уже говорил в прошлой статье, общее количество предметов вооружения по отношению к другим найденным археологами металлическим изделиям составляет не более 2%, что говорит об отсутствии жизненной необходимости в существовании полноценного войска. Достаточно было той элиты, что уже имелась.

Кстати, именно скотоводчеством можно объяснить отсутствие полноценных военных конфликтов в синташтинской культуре. Ведь, в случае спора за территорию, скотовод может просто уйти в другое место - степь большая. Возможно так и происходило какое-то время, на ограниченной территории. Но привязка к местности, обусловленная металлургией (рядом имеются месторождения руд), заставляла синташтинцев оставаться на месте и не покидать пределы Страны городов определенное время. В противном случае, вероятно, сам феномен Синташты возможно бы и не образовался.
Возвращаясь к военному делу, стоит отметить, что наше знакомство с ним возможно в основном благодаря археологическим раскопкам найденных погребений. Здесь мы видим ярко-выраженную военнизированность мужских захоронений, однако, при исследовании самой Страны городов, не понятно - зачем оно было нужно.

Как я уже упоминал, проявление воинственности совсем не означает само применение силы. Поэтому, возможно, для оставшегося местного населения достаточно было видеть самих воинов, чтобы понимать - связываться с этими людьми себе дороже. Лучше с ними дружить и сотрудничать.

А пришельцы, покуда у них уже ранее сформировалась воинственная элита, использовали демонстрацию своего боевого потенциала исключительно по привычке. Как говорится, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал.

Впереди нас ждет рассказ о том, что еще особенного нашли ученые в погребениях и конечно же постараемся найти ответ - куда ушли синташтинцы и почему
Смотрите так же:

Кто основал древнее поселение Аркаим и кто здесь жил раньше

Укрепленные поселения и жилища синташтинской культуры

Умелые синташтинцы

Структура общества и военное дело

Куда ушли жители Аркаима?

Made on
Tilda